Белорусские чиновники либеральнее белорусской власти?
Такой вывод можно сделать из исследования мнений госслужащих по поводу проведения в Беларуси реформ.
Исследование было проведено Белорусским институтом стратегических исследований (BISS) в рамках проекта "Рефорум".
Как отмечается в исследовании, основным выводом по результатам исследования отношения чиновников к реформам в Беларуси можно считать то, что, по мнению чиновников, реформы в Беларуси необходимы. Эта необходимость ощущается чиновниками даже острее, чем населением. "Да" или "скорее да" на вопрос о необходимости реформ отвечают 86% чиновников, тогда как среди населения таких только 76%. Уверенно "да" на вопрос о необходимости реформ говорят 50% чиновников, тогда как среди населения — только 43%.
При этом чиновники более либеральны в отношении предполагаемых мер, чем население. Большинство государственных служащих считает, что реформирование должно быть направлено на снижение влияния государства и степени государственного контроля. Этот вариант развития событий поддерживают 56% госслужащих против 26%, выступающих за повышение влияния государства. Среди населения преобладает группа тех, кто считает, что реформы должны вести к повышению государственного влияния (43% против 33% тех, кто выступает за снижение государственного влияния).
Из внешних акторов, которые могли бы помочь Беларуси в проведении структурных реформ, чиновники прежде всего выделяют международные финансовые организации. Население же рассчитывает на помощь России (54% ответов). Многие государственные служащие уже имеют непосредственный опыт взаимодействия с международными организациями, позитивно его оценивают и готовы продолжать сотрудничество. Население же, в отличие от чиновников, меньше владеет информацией об использовании внешней помощи при проведении реформ.
При разработке реформ чиновники видят участниками этого процесса не только правительственные органы, но и независимых экспертов и исследовательские центры. Однако в вопросе участия бизнеса и гражданского общества в разработке и проведении реформ чиновники оценивают их потенциал и готовность участвовать ниже, чем сами представители этих групп.
При этом государственные служащие выше, чем представители бизнеса и гражданского общества, оценивают эффективность взаимодействия этих групп с органами власти. Эта асимметрия отчасти может объясняться критической установкой представителей бизнеса и третьего сектора в отношении взаимодействия с госорганами, а отчасти – неэффективной коммуникацией между различными группами белорусского общества.
Принявшие участие в исследовании чиновники считают, что основным приоритетом преобразований является реформирование экономики, в этом они солидарны с бизнесом и населением. На втором месте – реформа системы государственного управления. Однако чиновники слабо ощущают необходимость реформирования системы здравоохранения и социального обеспечения, которые нуждаются в реформах с точки зрения населения.
Наименее актуально для чиновников проведение реформ системы охраны окружающей среды, судебной и политической систем, при этом именно политическая система является приоритетной с точки зрения гражданского общества и политической оппозиции. Столь разное видение приоритетов реформ различными заинтересованными сторонами отражает как разницу в ценностных установках различных групп, так и недостаточное развитие общественного диалога.
Если говорить о реформе экономики, для чиновников предполагаемые меры носят умеренно либеральный характер. Большинство (62%) высказывается за обеспечение свободной конкуренции государственных и частных предприятий, однако почти никем не поддерживается приватизация крупных предприятий (10%), частная собственность на землю без ограничений (6%).
Если говорить о реформе ЖКХ, которая, по мнению большинства чиновников, также является срочной, на первом месте по популярности оказывается передача управления предприятиями ЖКХ частным компаниям, товариществам собственников (за это высказываются 56%).
С точки зрения чиновников, реформа системы государственного управления чаще всего включает обеспечение профессионализма кадров через справедливый найм в государственные органы по принципу профессиональных качеств и повышение квалификации чиновников (эти меры поддерживают более 60%). Однако в большинстве случаев чиновники не поддерживают меры, позволяющие повышать прозрачность и подконтрольность органов государственной власти. Это, на взгляд автором исследования, также может стать барьером при проведении реформ в данном направлении.
Исследование было проведено Белорусским институтом стратегических исследований (BISS) в рамках проекта "Рефорум".
Как отмечается в исследовании, основным выводом по результатам исследования отношения чиновников к реформам в Беларуси можно считать то, что, по мнению чиновников, реформы в Беларуси необходимы. Эта необходимость ощущается чиновниками даже острее, чем населением. "Да" или "скорее да" на вопрос о необходимости реформ отвечают 86% чиновников, тогда как среди населения таких только 76%. Уверенно "да" на вопрос о необходимости реформ говорят 50% чиновников, тогда как среди населения — только 43%.
При этом чиновники более либеральны в отношении предполагаемых мер, чем население. Большинство государственных служащих считает, что реформирование должно быть направлено на снижение влияния государства и степени государственного контроля. Этот вариант развития событий поддерживают 56% госслужащих против 26%, выступающих за повышение влияния государства. Среди населения преобладает группа тех, кто считает, что реформы должны вести к повышению государственного влияния (43% против 33% тех, кто выступает за снижение государственного влияния).
Из внешних акторов, которые могли бы помочь Беларуси в проведении структурных реформ, чиновники прежде всего выделяют международные финансовые организации. Население же рассчитывает на помощь России (54% ответов). Многие государственные служащие уже имеют непосредственный опыт взаимодействия с международными организациями, позитивно его оценивают и готовы продолжать сотрудничество. Население же, в отличие от чиновников, меньше владеет информацией об использовании внешней помощи при проведении реформ.
При разработке реформ чиновники видят участниками этого процесса не только правительственные органы, но и независимых экспертов и исследовательские центры. Однако в вопросе участия бизнеса и гражданского общества в разработке и проведении реформ чиновники оценивают их потенциал и готовность участвовать ниже, чем сами представители этих групп.
При этом государственные служащие выше, чем представители бизнеса и гражданского общества, оценивают эффективность взаимодействия этих групп с органами власти. Эта асимметрия отчасти может объясняться критической установкой представителей бизнеса и третьего сектора в отношении взаимодействия с госорганами, а отчасти – неэффективной коммуникацией между различными группами белорусского общества.
Принявшие участие в исследовании чиновники считают, что основным приоритетом преобразований является реформирование экономики, в этом они солидарны с бизнесом и населением. На втором месте – реформа системы государственного управления. Однако чиновники слабо ощущают необходимость реформирования системы здравоохранения и социального обеспечения, которые нуждаются в реформах с точки зрения населения.
Наименее актуально для чиновников проведение реформ системы охраны окружающей среды, судебной и политической систем, при этом именно политическая система является приоритетной с точки зрения гражданского общества и политической оппозиции. Столь разное видение приоритетов реформ различными заинтересованными сторонами отражает как разницу в ценностных установках различных групп, так и недостаточное развитие общественного диалога.
Если говорить о реформе экономики, для чиновников предполагаемые меры носят умеренно либеральный характер. Большинство (62%) высказывается за обеспечение свободной конкуренции государственных и частных предприятий, однако почти никем не поддерживается приватизация крупных предприятий (10%), частная собственность на землю без ограничений (6%).
Если говорить о реформе ЖКХ, которая, по мнению большинства чиновников, также является срочной, на первом месте по популярности оказывается передача управления предприятиями ЖКХ частным компаниям, товариществам собственников (за это высказываются 56%).
С точки зрения чиновников, реформа системы государственного управления чаще всего включает обеспечение профессионализма кадров через справедливый найм в государственные органы по принципу профессиональных качеств и повышение квалификации чиновников (эти меры поддерживают более 60%). Однако в большинстве случаев чиновники не поддерживают меры, позволяющие повышать прозрачность и подконтрольность органов государственной власти. Это, на взгляд автором исследования, также может стать барьером при проведении реформ в данном направлении.