UDF

Новости

Белорусы ждут перемен, “схаваўшыся ў бульбу“

Глеб Хмельницкий, UDF.BY
3 апреля 2013, 11:21
Белорусы приобрели хроническую усталость от безраздельного царствования Лукашенко, но не видят альтернативы. А тотальное недоверие друг к другу вынуждает их только мечтать о переменах, "схаваўшыся ў бульбу".

Белорусы хронически устали от Лукашенко

Согласно опросу, который провел зарегистрированный в Литве Независимый институт социально-экономических и политических исследований, рейтинг Лукашенко за последние три месяца вырос на 1,9 пункта и составил 33.4% (в марте прошлого года 34.5%). "Статистическая погрешность составляет плюс-минус 3%, поэтому все, что находится в пределах данной погрешности, не учитывается. Поэтому рейтинг Лукашенко не изменился, остался на прежнем уровне", - отмечает эксперт Александр Соснов.

Несмотря на застывший рейтинг, эксперт отмечает, что "прежде и рейтинг был повыше, и отношение к Лукашенко было получше. Вот тут мы может сказать, что прослеживается тенденция ухудшения отношения к нему".

Согласно мартовскому опросу, 53,6% респондентов считают, что Лукашенко должен как можно быстрее уйти, и только 36.5% респондентов считают, что он должен участвовать в выборах 2015 года.

- После марта прошлого года электоральный рейтинг Лукашенко прекратил свой рост и резко упал в июне 2012 года - до 29,7%. Это не был исторический минимум, достигнутый в период кризиса в сентябре 2011 года (20,5%), но после июня 2012 года рейтинг главы государства потихоньку рос. При этом электоральные рейтинги основных оппозиционных лидеров продолжали колебаться, не превышая 7%, - отмечает политический обозреватель еженедельника "Белорусы и рынок" Павлюк Быковский.

Эксперт не смог зафиксировать, "продолжается тенденция медленного роста рейтинга Лукашенко или ситуация уже изменилась".

В любом случае, большинство опрошенных - 53,6% - заявляют, что Лукашенко должен как можно быстрее уйти.

Кто на смену?

На фоне растущего недоверия белорусов к власти, в том числе и к Лукашенко, должна расти популярность оппозиции. Но наблюдается противоположная ситуация: в декабре оппозиции доверяли 20% респондентов, а в марте еще меньше — 13,1%. Наибольшую популярность имеет лидер "Говори правду" Владимир Некляев с 5,1%, остальные оппозиционные политики заняли нишу в пределах ошибки выборки.

"Общество потеряло доверие к государственным институтам, к органам власти: сегодня больше не доверяющих власти, чем доверяющих. Но вместе с тем общество не доверяет и белорусской оппозиции. Образовался политический ваккум, который на сегодняшний день никто не в состоянии заполнить. Оппозиция переживает кризис, это очевидно", - отмечает политолог Валерий Карбалевич.

Оппозиция не может объединиться, не может предложить проект перемен, альтернативу политике Лукашенко; оппозиция охвачена кризисом пораженцев, но не победителей. Оппозиция не может предложить новые технологии, благодаря которым сможет привлечь на свою сторону общество.

Оппозиция не первый год ломает копья вокруг выдвижения "единого кандидата" - альтернативной стратегии действий оппозиция до сих пор не предложила. В этом году Владимир Некляев "свернул" эту процедуру выдвижения единого кандидата-2015 из-за ее бесперспективности – единый если и появляется, то незадолго перед президентскими выборами. Андрей Санников из-за рубежа объявил, что оппозиции не нужен единый кандидат, поскольку его будет контролировать Лукашенко.

Что касается механизма выдвижения, то тут вообще сплошной ералаш.

Идею конгресса демсил (всебелорусского собрания) поддерживают "Говори правду", "За Свободу", Партия БНФ, но не поддерживают "бойкотисты" (ОГП, БХД). Ну и, естественно, идея лидера ОГП Анатолия Лебедько провести праймериз для определения единого кандидата не получила поддержки у другого лагеря.

Если белорусы не связывают свои надежды на перемены с оппозицией (Лукашенко уже не в состоянии измениться), то о каких переменах может идти речь?

Перемен?..

74,8% респондентов отметили, что Беларусь нуждается в переменах. Если белорусы нуждаются в переменах, почему не добиваются их?

"На общем фоне длительного по времени падения доверия почти всем общественным институтам все это, скорее всего, свидетельствует, что особых надежд на перемены белорусы не питают и тем более нельзя персонифицировать эти надежды", - отмечает Павлюк Быковский.

"Белорусы хотят перемен, лежа на диване. Они хотят перемен, но не хотят даже пальцем пошевелить ради достижения этих перемен. Именно этим Лукашенко купил белорусов в 94 году: народ пошел не за тем, кто хотел реальных перемен, а за тем, кто лучше и больше обещал", - говорит Александр Соснов.

Действительно, считают себя в оппозиции нынешней власти 16,9% (в декабре 21,3%). Определенно или скорее не готовы лично более активно участвовать в политике 75,9% (определенно или скорее готовы – 21,2%). Белорусское общество все больше деполитизируется, ему начхать и на власть, и на оппозицию – ни те, ни другие не могут предложить лучшей доли. Выживать приходится в одиночку.

Более того, 70% ответили, что нужно быть очень осторожным в отношениях с людьми, и только 23.1% - что большинству людей можно доверять. Белорусы живут в атмосфере тотального недоверия друг к другу, хотя стремление к переменам должно объединять людей в народ, а не разводить их по разные стороны баррикад.

- Белорусы всегда были такими – "хавайся ў бульбу", "мая хата з краю". Это характерная черта белорусов, которых столетиями давили, били со всех сторон. Белорусы как были рабами, так рабами и остаются, - считает Александр Соснов.

Главные новости
Лукашенко назначил в свою администрацию довольно неожиданного человека — рассказываем о нем
1 августа 2022, 16:24

Карьера уроженца Лепеля развивалась стремительно.

Ярослав Романчук: Лукашенко обезумел!
1 августа 2022, 11:13

Во что превращается государственная торговля?

Фридман: «Через некоторое время мы можем проснуться в мире, который будет гораздо лучше нынешнего, а можем - на ядерном пустыре»
1 августа 2022, 21:04

Удастся ли прийти к компромиссу, устраивающему обе стороны — вопрос открытый.

Что произошло с предприятиями, которые «спасал» Лукашенко
1 августа 2022, 20:56

За три года убытки завода увеличились в 27 раз.