Богданкевич: Реальные санкции - прекращение кредитования и отсутствие инвестиций
Ряд американских и европейских политиков считают, что введенные экономические и политические санкции в отношении Беларуси только первый шаг.
Повлияет ли он на взаимодействие белорусских и международных финансовых структур, и какими могут быть последующие шаги ЕС и США в случае отсутствия позитивных перемен в Беларуси?
Этот вопрос мы задали почетному председателю ОГП, бывшему главе Нацбанка Беларуси Станиславу Богданкевичу.
- Может ли внести какие-то коррективы в сотрудничество МВФ с Беларусью политика санкций США и ЕС?
- В условиях, когда Беларусь обратится за дополнительным кредитом на поддержание стабильности национальной валюты, директорат Международного валютного фонда будет учитывать состояние дел и с правами человека, и политическую ситуацию в стране, и наличие политических заключенных. Тем более, что директорат выполняет волю собственника капитала, а основная доля капитала принадлежит Соединенным Штатам Америки и Европе. Поэтому они могут заблокировать любое решение о выделении кредитов вне зависимости от того, объявлены санкции или не объявлены.
- А тут не может быть отношение: мол, политика политикой, а деньги деньгами?
- Когда кредитуются какие-то отдельные проекты, то это может быть, а когда кредитуется государство, центральные банки стран, то здесь всегда присутствует политика.
- Повлияют ли санкции на внешние заимствования, без которых Беларусь и нынешние власти уже не могут обойтись?
- Ресурсы есть не только на Западе, они есть в Венесуэле, Иране, Китае. Если, например, Россия захочет поддержать режим Лукашенко, то она найдет соответствующие миллиардные ресурсы для оказания поддержки этому режиму.
- Сенатор Дурбин заявил, что экономические санкции в отношении белорусских предприятий только первый шаг. Какими могут быть следующие шаги?
- На мой взгляд, могут быть только дипломатические санкции и санкции в области кредитной поддержки Беларуси. Другие санкции со стороны Европы и США окажут минимальное влияние на положение дел в Беларуси, потому что у нас экономические связи базируются только на экспорте хлористого калия, нефтепродуктов. Если бы по этим позициям Запад применил санкции, то это была бы сильная мера воздействия на наш режим. Но такие санкции бьют не только по Беларуси и ее экономике, но и по другим странам. Особенно по прибалтийским. Большую долю хлористого калия закупает Эстония, которой он нужен для подъема сельского хозяйства. В Латвии нет нефтеперерабатывающих заводов, и Беларусь обеспечивает ее потребности в нефтепродуктах. Поэтому я не думаю, что такие санкции могут быть применены.
На мой взгляд, реальные санкции со стороны цивилизованного мира - это санкции в плане невыделения кредитов Беларуси и в плане ограничения прямых инвестиций. А самые действенные, которые повлияли бы на внутреннюю политику, это те, которые имеются в руках Российской Федерации. Она могла бы применить санкции и по газу, и по сырой нефти, и по другим видам. Такими действиями можно было бы достичь освобождения из тюрем политзаключенных. Причем эта временная жесткая санкция могла бы быть немедленно отменена сразу же после освобождения арестованных по политическим мотивам.
Повлияет ли он на взаимодействие белорусских и международных финансовых структур, и какими могут быть последующие шаги ЕС и США в случае отсутствия позитивных перемен в Беларуси?
Этот вопрос мы задали почетному председателю ОГП, бывшему главе Нацбанка Беларуси Станиславу Богданкевичу.
- Может ли внести какие-то коррективы в сотрудничество МВФ с Беларусью политика санкций США и ЕС?
- В условиях, когда Беларусь обратится за дополнительным кредитом на поддержание стабильности национальной валюты, директорат Международного валютного фонда будет учитывать состояние дел и с правами человека, и политическую ситуацию в стране, и наличие политических заключенных. Тем более, что директорат выполняет волю собственника капитала, а основная доля капитала принадлежит Соединенным Штатам Америки и Европе. Поэтому они могут заблокировать любое решение о выделении кредитов вне зависимости от того, объявлены санкции или не объявлены.
- А тут не может быть отношение: мол, политика политикой, а деньги деньгами?
- Когда кредитуются какие-то отдельные проекты, то это может быть, а когда кредитуется государство, центральные банки стран, то здесь всегда присутствует политика.
- Повлияют ли санкции на внешние заимствования, без которых Беларусь и нынешние власти уже не могут обойтись?
- Ресурсы есть не только на Западе, они есть в Венесуэле, Иране, Китае. Если, например, Россия захочет поддержать режим Лукашенко, то она найдет соответствующие миллиардные ресурсы для оказания поддержки этому режиму.
- Сенатор Дурбин заявил, что экономические санкции в отношении белорусских предприятий только первый шаг. Какими могут быть следующие шаги?
- На мой взгляд, могут быть только дипломатические санкции и санкции в области кредитной поддержки Беларуси. Другие санкции со стороны Европы и США окажут минимальное влияние на положение дел в Беларуси, потому что у нас экономические связи базируются только на экспорте хлористого калия, нефтепродуктов. Если бы по этим позициям Запад применил санкции, то это была бы сильная мера воздействия на наш режим. Но такие санкции бьют не только по Беларуси и ее экономике, но и по другим странам. Особенно по прибалтийским. Большую долю хлористого калия закупает Эстония, которой он нужен для подъема сельского хозяйства. В Латвии нет нефтеперерабатывающих заводов, и Беларусь обеспечивает ее потребности в нефтепродуктах. Поэтому я не думаю, что такие санкции могут быть применены.
На мой взгляд, реальные санкции со стороны цивилизованного мира - это санкции в плане невыделения кредитов Беларуси и в плане ограничения прямых инвестиций. А самые действенные, которые повлияли бы на внутреннюю политику, это те, которые имеются в руках Российской Федерации. Она могла бы применить санкции и по газу, и по сырой нефти, и по другим видам. Такими действиями можно было бы достичь освобождения из тюрем политзаключенных. Причем эта временная жесткая санкция могла бы быть немедленно отменена сразу же после освобождения арестованных по политическим мотивам.