Ярослав Романчук: Лукашенко обезумел!
Во что превращается государственная торговля? В кормушку для VIP-распорядителей и потребителей чужого (1% населения) и в высокие цены, ограниченный ассортимент для 99% граждан, пишет экономист Ярослав Романчук.
Государственная собственность в торговле - это советский абсурд, номенклатурный нонсенс и теоретический идиотизм. Это если смотреть на неё с точки зрения Потребителя. Это в капитализме, системе свободного рынка и выбора, Потребитель – главный судья всех производителей товаров/услуг. В модели Совок/Госплан государственные оптовые базы, оптовые компании, розничные магазины, торговые точки – это выгодные кормушки для номенклатурно-силовых фаворитов.
Вот торговый центр «Столица». Самый центр Минска. Место, которое, если бы его купила частная компания, было бы обречено на коммерческий успех. Но в руках минских чиновников этот объект стал убыточным, коммерчески бессмысленным и неинтересным. Всё потому, что распорядители чужого плевать хотели на Потребителя. Им важны только их личные, шкурные интересы.
Вот кто заработал на этом розничном чиновничьем бизнесе:
1) строители, которые строили подземный торговый центр. Сметы, схемы, акты приёмки, закупки стройматериалов, объём строительных работ – везде есть откат и занос. 20 - 30% стоимости объекта перекочевало из карманов налогоплательщиков в карманы номенклатурно-силовых начальников минского и национального уровней.
2) банки, которые кредитовали разные работы, закупку оборудования и всё для обустройства торговых мест;
3) минские начальники, которые изначально распределяли торговые места, назначали скидки и условия аренды;
4) управляющая и обслуживающие компании торгового центра. Тарифы, ставки, цены – всё было предметом номенклатурно-коммерческого договорняка.
{banner_news_show}
О Потребителе, обыкновенных арендаторах минские бюрократы не думали. Они вели себя по принципу «куда ты денешься – всё равно к нам придёшь».
Предсказуемо государственный торговый центр «Столица» стал коммерческим фиаско. Как это бывает в советской тоталитарной системе, наказали невиновных, уволили непричастных, поставили на финансовые потоки лояльных – и все вместе активно внушили Лукашенко мысль о том, что на этот раз всё будет супер-пупер. Как может быть иначе, если по стенам торгового центра развешаны цитаты Первого? Чиновники решили сделать ставку на то, что они делают лучше всего – очковтирать, лизать и превозносить до небес своего Начальника. Главное, чтобы государственные ресурсы плыли рекой. Они и плывут. Приносят прибыль и достаток для 1% населения Беларусь. Остальные 99% за этот номенклатурно-силовой пир платят. Когда более 80% беларусов будут твёрдо уверены, что Государству не место не только в розничной торговле, а и в экономике в целом, тогда у Лукашенко не будет шансов.
Фото: Пул Первого
Государственная собственность в торговле - это советский абсурд, номенклатурный нонсенс и теоретический идиотизм. Это если смотреть на неё с точки зрения Потребителя. Это в капитализме, системе свободного рынка и выбора, Потребитель – главный судья всех производителей товаров/услуг. В модели Совок/Госплан государственные оптовые базы, оптовые компании, розничные магазины, торговые точки – это выгодные кормушки для номенклатурно-силовых фаворитов.
Вот торговый центр «Столица». Самый центр Минска. Место, которое, если бы его купила частная компания, было бы обречено на коммерческий успех. Но в руках минских чиновников этот объект стал убыточным, коммерчески бессмысленным и неинтересным. Всё потому, что распорядители чужого плевать хотели на Потребителя. Им важны только их личные, шкурные интересы.
Вот кто заработал на этом розничном чиновничьем бизнесе:
1) строители, которые строили подземный торговый центр. Сметы, схемы, акты приёмки, закупки стройматериалов, объём строительных работ – везде есть откат и занос. 20 - 30% стоимости объекта перекочевало из карманов налогоплательщиков в карманы номенклатурно-силовых начальников минского и национального уровней.
2) банки, которые кредитовали разные работы, закупку оборудования и всё для обустройства торговых мест;
3) минские начальники, которые изначально распределяли торговые места, назначали скидки и условия аренды;
4) управляющая и обслуживающие компании торгового центра. Тарифы, ставки, цены – всё было предметом номенклатурно-коммерческого договорняка.
{banner_news_show}
О Потребителе, обыкновенных арендаторах минские бюрократы не думали. Они вели себя по принципу «куда ты денешься – всё равно к нам придёшь».
Предсказуемо государственный торговый центр «Столица» стал коммерческим фиаско. Как это бывает в советской тоталитарной системе, наказали невиновных, уволили непричастных, поставили на финансовые потоки лояльных – и все вместе активно внушили Лукашенко мысль о том, что на этот раз всё будет супер-пупер. Как может быть иначе, если по стенам торгового центра развешаны цитаты Первого? Чиновники решили сделать ставку на то, что они делают лучше всего – очковтирать, лизать и превозносить до небес своего Начальника. Главное, чтобы государственные ресурсы плыли рекой. Они и плывут. Приносят прибыль и достаток для 1% населения Беларусь. Остальные 99% за этот номенклатурно-силовой пир платят. Когда более 80% беларусов будут твёрдо уверены, что Государству не место не только в розничной торговле, а и в экономике в целом, тогда у Лукашенко не будет шансов.