Франциска Скорину хотят причислить к лику святых
В Беларуси создан международный общественный оргкомитет по канонизации Франциска Скорины. Его возглавил кандидат исторических наук, бывший министр иностранных дел Беларуси Петр Кравченко. Секретарем оргкомитета стал известный литературовед, историк, писатель и журналист, доктор филологических наук Адам Мальдис.
Оргкомитет готовит аргументацию в пользу канонизации Скорины, которую затем передаст представителям греко-католической церкви.
"Светские лица в этом вопросе сотрудничают с представителями той конфессии, которая больше всего в этом заинтересована, таковыми сегодня являются греко-католики. Затем мы будем ходатайствовать перед конгрегацией Ватикана, которая занимается вопросами канонизации", - сообщил БелаПАН Петр Кравченко.
По его словам, 20 лет назад он предлагал православной церкви помочь в вопросе канонизации белорусского первопечатника.
"Я лично несколько раз разговаривал на этот счет с владыкой Филаретом, просил его хотя бы предварительно рассмотреть этот вопрос. Однако дело не двинулось, потому что православная церковь, к сожалению, рассматривает Скорину как еретика", - пояснил историк.
Петр Кравченко отметил, что вопрос вероисповедания Франциска Скорины остается открытым. Работы польских и итальянских историков церкви свидетельствуют, что отец Скорины в 1498 году в Полоцке крестил сына как католика. Сам же Франциск получил первоначальное образование в полоцкой школе при монастыре бернардинцев.
"Он не мог стать секретарем архиепископа Виленского, не будучи католиком, - обратил внимание историк. - Франциск Скорина был женат на вдове своего друга, католичке Маргарите Адверник. В конце 1530 - начале 1540-х Скорина жил в пражском доме каноника католического собора Святого Вита, с которым дружил и работал. Именно в этом доме трагически погиб сын Скорины. Это говорит в пользу того, что у первопечатника были тесные связи с католическим окружением".
"Кроме того, Скорина обращался не только к православной, но и к католической патерналистике. Неслучайно и то, что его имя и имя его сына - Франциск, а это один из святых ордена бернардинцев. В целом все это доказывает, что Скорина был достаточно крепко связан с католическим костелом. Но по своим взглядам он, конечно, ближе всего к униатам, которые исторически еще не сформировались в те времена", - отметил Кравченко.
На минувшей неделе международный общественный оргкомитет уже обратился к апостольскому нунцию в Беларуси Клаудио Гуджеротти с просьбой о содействии в работе по канонизации Скорины.
"Никто не может сказать, когда и с каким результатом завершится этот процесс, поскольку это не от нас зависит. Тем не менее, в 2017 году будет отмечаться 500-летний юбилей выхода первой книги на белорусском языке - Святого писания. Если бы этот процесс был успешно завершен к 2017 году, было бы хорошо", - подытожил Кравченко.
Оргкомитет готовит аргументацию в пользу канонизации Скорины, которую затем передаст представителям греко-католической церкви.
"Светские лица в этом вопросе сотрудничают с представителями той конфессии, которая больше всего в этом заинтересована, таковыми сегодня являются греко-католики. Затем мы будем ходатайствовать перед конгрегацией Ватикана, которая занимается вопросами канонизации", - сообщил БелаПАН Петр Кравченко.
По его словам, 20 лет назад он предлагал православной церкви помочь в вопросе канонизации белорусского первопечатника.
"Я лично несколько раз разговаривал на этот счет с владыкой Филаретом, просил его хотя бы предварительно рассмотреть этот вопрос. Однако дело не двинулось, потому что православная церковь, к сожалению, рассматривает Скорину как еретика", - пояснил историк.
Петр Кравченко отметил, что вопрос вероисповедания Франциска Скорины остается открытым. Работы польских и итальянских историков церкви свидетельствуют, что отец Скорины в 1498 году в Полоцке крестил сына как католика. Сам же Франциск получил первоначальное образование в полоцкой школе при монастыре бернардинцев.
"Он не мог стать секретарем архиепископа Виленского, не будучи католиком, - обратил внимание историк. - Франциск Скорина был женат на вдове своего друга, католичке Маргарите Адверник. В конце 1530 - начале 1540-х Скорина жил в пражском доме каноника католического собора Святого Вита, с которым дружил и работал. Именно в этом доме трагически погиб сын Скорины. Это говорит в пользу того, что у первопечатника были тесные связи с католическим окружением".
"Кроме того, Скорина обращался не только к православной, но и к католической патерналистике. Неслучайно и то, что его имя и имя его сына - Франциск, а это один из святых ордена бернардинцев. В целом все это доказывает, что Скорина был достаточно крепко связан с католическим костелом. Но по своим взглядам он, конечно, ближе всего к униатам, которые исторически еще не сформировались в те времена", - отметил Кравченко.
На минувшей неделе международный общественный оргкомитет уже обратился к апостольскому нунцию в Беларуси Клаудио Гуджеротти с просьбой о содействии в работе по канонизации Скорины.
"Никто не может сказать, когда и с каким результатом завершится этот процесс, поскольку это не от нас зависит. Тем не менее, в 2017 году будет отмечаться 500-летний юбилей выхода первой книги на белорусском языке - Святого писания. Если бы этот процесс был успешно завершен к 2017 году, было бы хорошо", - подытожил Кравченко.