UDF

Новости

Власть обещает снизить ставки по кредитам, эксперты предупреждают о рисках

Interfax.by
27 января 2014, 10:39
Власти Беларуси заявляют о возможности снижения ставок по кредитам для юрлиц, чтобы дать предприятиям возможность заниматься модернизацией производства.

В свою очередь эксперты в банковских кругах усматривают в этом административное ослабление денежно-кредитной политики, которое чревато рисками для экономики, ростом девальвационных ожиданий и новым витком инфляции.


Снизить ставки именем революции

В начале января Национальный банк Беларуси сделал достаточно жесткое заявление о том, что денежно-кредитная политика в стране, несмотря на получение республикой первого транша российского стабкредита в $440 млн, смягчаться не будет. Наоборот, подходы к ее проведению будут ужесточены.

В частности, в НББ рассчитывают, что "реализация мер по повышению эффективности банковского кредитования позволит в 1-ом квартале текущего года ограничить прирост требований к экономике на уровне до 0,7% в среднем за месяц". Подходы к рефинансированию банков со стороны Национального банка также будут ужесточаться, стимулируя банки обеспечивать проведение активных операций строго в соответствии с имеющимися ресурсными возможностями.

НББ также заявил о том, что намерен жестко поддерживать доходность по рублевым инструментам, ставки по которым будут превышать доходность по валютным депозитам, что позволит защитить сбережения от инфляции.

Курс белорусского рубля по-прежнему будет формироваться на рыночной основе, однако НББ намерен сглаживать резкие колебания за счет своих инструментов.

Между тем ровно через две недели после заявления НББ президент Беларуси Александр Лукашенко заявил впервые в текущем году о возможности снизить ставки по кредитам. "Это ненормально, 45% (годовых - ИФ) - это бешеная ставка. И мы видим, что у нас есть все возможности к снижению этой ставки. Мы не можем под эти проценты кредитовать реальный сектор", - заявил глава государства на встрече с руководителями ряда белорусских СМИ.

Президент напомнил, что ранее у банков не было другого выхода, кроме как поднять процентную ставку по кредитам. "Коль был ажиотажный спрос и у нас были не такие большие золотовалютные резервы, мы вынуждены были идти на этот непопулярный шаг. Но постепенно, тоже не обвально, мы придем к нормальному явлению", - уверен А.Лукашенко.

В то же время он подчеркнул, что главный показатель - это работа экономики. "Мы нормально будем себя чувствовать, если в этом году нам удастся, а это уже действительно просчитано, достичь 3-3,5% роста ВВП", - сказал президент Беларуси.

"На фоне заявления НББ о планах придерживаться жесткой кредитно-денежной политики это заявление можно трактовать как намерения директивно ограничить уровень ставок по кредитам. То есть принять некие меры, которые сделают такие кредитные продукты невыгодными или проблемными для банков", - прокомментировал это заявление агентству "Интерфакс-Запад" эксперт в банковских кругах республики.

Он предположил, что в Беларуси, возможно, "наступит некое ослабление денежно-кредитной политики".


Банки потеряют в прибыли

"Любое ограничение кредитных ставок нерыночными методами выливается в издержки и в конечном итоге приводит к снижению эффективности банков", - отмечает в данной связи эксперт в банковских кругах.

"Нацбанк озвучил намерения по поддержанию жесткой денежно-кредитной политики, то есть достаточно высокого уровня ставок и по кредитам, и по депозитам. Если ставки по кредитам будут снижены, то очевидно, что это работает административный ресурс. Рыночных возможностей к снижению кредитных ставок пока нет", - отметил эксперт.

По его мнению, "если банки заставят снижать ставки по кредитам, то в экономике должны быть созданы возможности для снижения ставок вообще". "А это возможно только при стабильном состоянии золотовалютных резервов, которые сегодня находятся в достаточно критичном состоянии", -сказал эксперт.

По его словам, на сегодняшний день в Беларуси не просматривается прямой зависимости между ставками по кредитам и ставками по депозитным продуктам.

"Но надо понимать: ставки финансового рынка основаны на состоянии ЗВР. Если они меняются по приказу сверху и эти изменения не поддержаны финансово, в перспективе давление, возникающее в финансовой системе, выливается в новый виток инфляции, рост девальвационных ожиданий и напряжение на валютном рынке. Все это Беларусь уже проходила в 2011 году", - сказал собеседник агентства.


АКФ уже можно не бояться?

Как известно, Беларусь в 2013 году так и не дождалась 6-го и последнего транша стабкредита АКФ ЕврАзЭС, поскольку не выполнила большинство условий, оговоренных в июньском письме о намерениях. Одно из условий касалось ограничения директивного и льготного кредитования экономики, а также кредитования в валюте.

В связи с этим Совет АКФ ЕврАзЭС в конце декабря 2013 года принял решение отложить на полгода рассмотрение вопроса о предоставлении Беларуси шестого транша стабкредита.

Практически одновременно с этим руководство РФ приняло решение о выделении в 2014 году Беларуси государственного стабкредита в размере $2 млрд. Первый транш этого кредита в размере $440 млн (равен объему 6-го транша кредита АКФ) поступил в Беларусь в последних числах декабря, остальная часть, как ожидается, поступит во втором полугодии 2014 года.

"Этих средств будет достаточно для поддержания ЗВР страны на фоне выплат по внешнему долгу. Поэтому к выполнению условий АКФ, в том числе, по ограничению директивного кредитования можно относиться более спокойно", - считает эксперт.


Кредитов больше не станет

Между тем в банковских кругах отмечают, что в начале января НББ заявил о намерениях еще более ограничить прирост кредитного портфеля банков. Теперь он может расти в месяц не более чем на 0,7%. Для сравнения, в IV квартале 2013 года прирост был ограничен 1%.

"Зачем снижать ставки по кредитам, если кредитов все равно практически нет?" - задают вопрос белорусские эксперты.

В данной связи они полагают, что в подобных заявлениях "больше популизма, чем экономики".


Не мытьем, так катаньем

В банковских кругах также отмечают, что директивное снижение ставок по кредитам может привести к тому, что банки будут пытаться компенсировать потери за счет клиентов.

"Это ярко видно на примере ситуации, которая сложилась в банковской системе после того, как НББ административно ограничил уровень ставок по потребкредитам, заставив банки формировать резервы по продуктам, ставки по которым более чем в 2 раза превышают уровень ставки рефинансирования", - пояснил эксперт.

Он признал, что после этого решения НББ многие банки снизили ставки по потребительским кредитам до 47%. "Это были прямые потери для банков, и сейчас для компенсации издержек банки вынуждены придумывать различные уловки", - отметил собеседник агентства. В частности, по его словам, многие банки увеличили комиссионные за снятие наличности, повысили стоимость обслуживания клиентов, отменили льготный период по кредитам или ввели на льготный период отличные от нуля ставки.

"Еще одной уловкой стало требование банков заключать договор страхования жизни и здоровья. При заключении такого договора ставка по кредиту 47%, если договора нет – то 60% и выше, есть банки, где она доходит до 65%", - рассказал собеседник агентства.

По его словам, в таких случаях банки и страховая организация делят впоследствии прибыль от заключенных страховых договоров.

"Не исключено, что что-то подобное может появиться и для компенсации банкам потерь при кредитовании юрлиц на директивно измененных условиях", - отмечает собеседник агентства.

Главные новости
Лукашенко назначил в свою администрацию довольно неожиданного человека — рассказываем о нем
1 августа 2022, 16:24

Карьера уроженца Лепеля развивалась стремительно.

Ярослав Романчук: Лукашенко обезумел!
1 августа 2022, 11:13

Во что превращается государственная торговля?

Фридман: «Через некоторое время мы можем проснуться в мире, который будет гораздо лучше нынешнего, а можем - на ядерном пустыре»
1 августа 2022, 21:04

Удастся ли прийти к компромиссу, устраивающему обе стороны — вопрос открытый.

Что произошло с предприятиями, которые «спасал» Лукашенко
1 августа 2022, 20:56

За три года убытки завода увеличились в 27 раз.