В проекте объединения МАЗа и КамАЗа белорусы допустили тактическую ошибку
России и Беларуси нужно либо перейти к реальному объединению МАЗа и КамАЗа, либо закрыть эту тему, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 20 ноября в Санкт-Петербурге на пресс-конференции по итогам заседания глав правительств стран СНГ.
Отвечая на вопрос о перспективах общего производства, Дмитрий Медведев заметил, что этот вопрос он ставил перед премьер-министром Беларуси Михаилом Мясниковичем.
"Договоренности пока нет, а это было бы полезно для наших стран и предприятий. Наверное, есть юридические трудности, разницы в подходах. Но давно пора эту дискуссию завершить и перейти к реальному объединению либо закрыть эту тему", — цитирует Медведева РИА "Новости".
"Договорились продолжить конструктивную работу и постараться ответить на эти вопросы в самом коротком промежутке времени, если этого не получится, будет печально", — добавил Медведев.
В свою очередь премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович заявил журналистам, что решения по системе управления холдингом МАЗа и КамАЗа будут приняты в декабре 2013 года.
"Мы полагаем, и с Дмитрием Анатольевичем нашли понимание, что в декабре этого года будет приниматься решение по системе управления. Это самый был большой вопрос. Сейчас отработан договор, работают международные эксперты по системе управления этим холдингом, поскольку там планируется сконцентрировать капитал 50 на 50. Я думаю, что этот проект будет реализован", — сказал Мясникович.
Диалог по теме диссертации
Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук назвал этот обмен мнениями между двумя премьерами "дежурным набором фраз как со стороны Медведева, так и со стороны Мясниковича".
"У Мясниковича тема диссертации была ТНК, поэтому ничего нового он не сказал. Это было озвучено уже десятки раз. О чем еще можно было говорить на встрече с не менее номинальным руководителем российского правительства? А что касается Медведева, то, вместо того чтобы говорить про жесткие торговые ограничения на российские товары, он выбрал невинную тему интеграции КамАЗа и МАЗа", — сказал Романчук в комментарии для БелаПАН.
Экономист делает вывод, что премьерам двух стран не о чем говорить и они «обменивались колкостями и замечаниями в адрес друг друга».
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц, комментируя возможное объединение двух автозаводов, отметил:
"Другое дело, тактически белорусское правительство сделало ошибку. Не надо было из переговорного процесса до его завершения исключать группу ГАЗ Олега Дерипаски. Правительство тогда остановилось именно на КамАЗе. Я курировал второй проект с группой ГАЗ", — сказал эксперт.
По словам Грица, до сих пор нет ясности в создании альянса: «Кто-то говорит о холдинге, кто-то — о доверительном управлении, кто-то — о совместном предприятии».
Гриц также отметил, что, по его опыту общения с сотрудниками КамАЗа, оптимизма у российской стороны нет. "Медведев озвучил эту озабоченность КамАЗа, который пока остается без объединения активов, без реальных прав на управление МАЗом", — "сказал Гриц.
"С другой стороны, я понимаю и белорусского президента, потому что инвестиций российская сторона не обещает. Но и в этом нет ничего удивительного, потому что еще два года назад КамАЗ утвердил свою стратегию до 2020 года, и все инвестиционные ресурсы уже распределены. Поэтому речь может идти только о кредитных ресурсах, а для реального сектора экономики нынешние ставки, даже российские, являются критичными. Я не говорю уже о белорусских кредитных ресурсах, которые просто находятся в формате запредельности", — отметил экономист.
КамАЗ проигрывает МАЗу?
КамАЗ и МАЗ ведут переговоры об объединении с 2010 года. Сначала обсуждался обмен акциями предприятий, но он не устроил белорусские власти. Сейчас обсуждается вариант создания совместного холдинга "Росбелавто" на базе МАЗа и КамАЗа.
21 октября на встрече с руководителями некоторых СМИ стран СНГ Александр Лукашенко заявил, что Беларусь пока не видит привлекательных предложений по объединению МАЗа и КамАЗа от российской стороны.
"Объединяясь, что вы привнесете в нас? Какие деньги в нас? Никаких. Технологических новинок — нет. КамАЗ сегодня проигрывает МАЗу. Какие новые рынки получим? Никаких", — сказал Лукашенко.
"Я предложил КамМАЗу не торопиться, поскольку у нас есть дурной пример работы "Уралкалия", — заявил он. По словам белорусского руководителя, он предлагал в течение трех лет передать акции КамАЗа и МАЗа в совместную компанию и управлять ею. "Читаю на ленте, наверное, вброс какой-то информации, что нам не интересен проект без акций. Ну, не интересен — потерпим", — сказал Лукашенко.
О том, что крупнейшие белорусские предприятия-экспортеры продаваться не будут, по крайней мере сейчас, заявил и министр иностранных дел Владимир Макей в опубликованном 20 ноября интервью польскому изданию Dziennik Gazeta Prawna.
"Зачем приватизировать МАЗ или БелАЗ, если он занимает 36% мирового рынка тяжелых грузовиков?" — сказал министр.
Он заявил о готовности содействовать реализации крупных совместных проектов, отметив, что последние два-три года "институциональные формы" сотрудничества развиваются не так, как хотелось бы.
"Но прошу также понять, что мы не намерены спешить с продажей предприятий, которые строились поколениями. Можем их продать, если их работники будут иметь гарантии на будущее, а мы — гарантии сохранения производства. Были случаи, когда сразу после покупки предприятия ликвидировались, а рабочие оказывались на улице", — отметил Макей.
Отвечая на вопрос о перспективах общего производства, Дмитрий Медведев заметил, что этот вопрос он ставил перед премьер-министром Беларуси Михаилом Мясниковичем.
"Договоренности пока нет, а это было бы полезно для наших стран и предприятий. Наверное, есть юридические трудности, разницы в подходах. Но давно пора эту дискуссию завершить и перейти к реальному объединению либо закрыть эту тему", — цитирует Медведева РИА "Новости".
"Договорились продолжить конструктивную работу и постараться ответить на эти вопросы в самом коротком промежутке времени, если этого не получится, будет печально", — добавил Медведев.
В свою очередь премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович заявил журналистам, что решения по системе управления холдингом МАЗа и КамАЗа будут приняты в декабре 2013 года.
"Мы полагаем, и с Дмитрием Анатольевичем нашли понимание, что в декабре этого года будет приниматься решение по системе управления. Это самый был большой вопрос. Сейчас отработан договор, работают международные эксперты по системе управления этим холдингом, поскольку там планируется сконцентрировать капитал 50 на 50. Я думаю, что этот проект будет реализован", — сказал Мясникович.
Диалог по теме диссертации
Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук назвал этот обмен мнениями между двумя премьерами "дежурным набором фраз как со стороны Медведева, так и со стороны Мясниковича".
"У Мясниковича тема диссертации была ТНК, поэтому ничего нового он не сказал. Это было озвучено уже десятки раз. О чем еще можно было говорить на встрече с не менее номинальным руководителем российского правительства? А что касается Медведева, то, вместо того чтобы говорить про жесткие торговые ограничения на российские товары, он выбрал невинную тему интеграции КамАЗа и МАЗа", — сказал Романчук в комментарии для БелаПАН.
Экономист делает вывод, что премьерам двух стран не о чем говорить и они «обменивались колкостями и замечаниями в адрес друг друга».
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц, комментируя возможное объединение двух автозаводов, отметил:
Стратегически это верно, надо идти на объединение профильных активов в рамках Союзного государства и Таможенного союза. Особенно в условиях вхождения России в ВТО это наиболее наш емкий, платежеспособный рынок.
"Другое дело, тактически белорусское правительство сделало ошибку. Не надо было из переговорного процесса до его завершения исключать группу ГАЗ Олега Дерипаски. Правительство тогда остановилось именно на КамАЗе. Я курировал второй проект с группой ГАЗ", — сказал эксперт.
По словам Грица, до сих пор нет ясности в создании альянса: «Кто-то говорит о холдинге, кто-то — о доверительном управлении, кто-то — о совместном предприятии».
Гриц также отметил, что, по его опыту общения с сотрудниками КамАЗа, оптимизма у российской стороны нет. "Медведев озвучил эту озабоченность КамАЗа, который пока остается без объединения активов, без реальных прав на управление МАЗом", — "сказал Гриц.
"С другой стороны, я понимаю и белорусского президента, потому что инвестиций российская сторона не обещает. Но и в этом нет ничего удивительного, потому что еще два года назад КамАЗ утвердил свою стратегию до 2020 года, и все инвестиционные ресурсы уже распределены. Поэтому речь может идти только о кредитных ресурсах, а для реального сектора экономики нынешние ставки, даже российские, являются критичными. Я не говорю уже о белорусских кредитных ресурсах, которые просто находятся в формате запредельности", — отметил экономист.
КамАЗ проигрывает МАЗу?
КамАЗ и МАЗ ведут переговоры об объединении с 2010 года. Сначала обсуждался обмен акциями предприятий, но он не устроил белорусские власти. Сейчас обсуждается вариант создания совместного холдинга "Росбелавто" на базе МАЗа и КамАЗа.
21 октября на встрече с руководителями некоторых СМИ стран СНГ Александр Лукашенко заявил, что Беларусь пока не видит привлекательных предложений по объединению МАЗа и КамАЗа от российской стороны.
"Объединяясь, что вы привнесете в нас? Какие деньги в нас? Никаких. Технологических новинок — нет. КамАЗ сегодня проигрывает МАЗу. Какие новые рынки получим? Никаких", — сказал Лукашенко.
"Я предложил КамМАЗу не торопиться, поскольку у нас есть дурной пример работы "Уралкалия", — заявил он. По словам белорусского руководителя, он предлагал в течение трех лет передать акции КамАЗа и МАЗа в совместную компанию и управлять ею. "Читаю на ленте, наверное, вброс какой-то информации, что нам не интересен проект без акций. Ну, не интересен — потерпим", — сказал Лукашенко.
О том, что крупнейшие белорусские предприятия-экспортеры продаваться не будут, по крайней мере сейчас, заявил и министр иностранных дел Владимир Макей в опубликованном 20 ноября интервью польскому изданию Dziennik Gazeta Prawna.
"Зачем приватизировать МАЗ или БелАЗ, если он занимает 36% мирового рынка тяжелых грузовиков?" — сказал министр.
Он заявил о готовности содействовать реализации крупных совместных проектов, отметив, что последние два-три года "институциональные формы" сотрудничества развиваются не так, как хотелось бы.
"Но прошу также понять, что мы не намерены спешить с продажей предприятий, которые строились поколениями. Можем их продать, если их работники будут иметь гарантии на будущее, а мы — гарантии сохранения производства. Были случаи, когда сразу после покупки предприятия ликвидировались, а рабочие оказывались на улице", — отметил Макей.